4 ХЮГГЕ КОРОБКИ в наличии ЗДЕСЬ. Стильный готовый подарочный набор с зимним настроением.

Лекция "Правила честного цитирования: плагиат и реплики в современном дизайне"

14 октября наша школа совместно с шоу-румом KARE Design провела интерактивную лекцию, посвященную спорным и интригующим вопросам плагиата и реплик "Правила честного цитирования: плагиат и реплики в современном дизайне".

Итоги  встречи подводит спикер Ксения Бандорина, эксперт дизайна, доцент кафедры "Искусствоведения и культурологии" СПГХПА им. А.Л.Штиглица, член Союза Дизайнеров России. 

1. Парадокс! Оказывается, первые подделки мебельных образцов делали итальянские мастера! Более того – они подделывали китайскую мебель! Все дело в том, что в Средние Века из Китая в Европу поступали не только чай, шелк, благовония и пряности. В XVI веке стала очень популярна дорогая инкрустированная мебель из Китая и Японии, а также китайская мебель из красного дерева с ручной росписью. Растущий спрос купцы удовлетворить не могли и тогда мастера из Венеции стали вырезать узоры из бумаги и наносить их на поверхность мебели, для защиты покрывая несколькими слоями лака. При помощи подобной аппликации достигалась имитация дорогой восточной росписи или инкрустации. Мебель и посуда, выполненные с использованием этого приема выглядели часто как оригинальные китайские вещи, но стоили гораздо дешевле, что обеспечивало им постоянную популярность. Впоследствии, эта декоративная техника получила название декупаж и стала очень популярна в Европе.

2. Копирование – одно из практических заданий в системе обучения творческих специальностей. Приходите в Эрмитаж, Русский Музей и в одном из залов вы обязательно встретите юных художников, копирующих шедевры мастеров живописи. Исторически так сложилось, что базовая задача подмастерьев - научиться делать то же и так же как делает мастер, а только после этого стать самостоятельными.

3. Сам термин плагиат появился в Риме, и означал киднеппинг (похищение детей). Впервые слово «плагиат» для обозначения интеллектуального воровства использовал поэт Марциал, который говорил о другом поэте, что тот выдает его стихи за свои и называл его плагиатром.

4. Глобальный визуальный информационный поток образов предметного мира не дает и теперь уже не даст возможность дизайнерам остаться без влияния чьих-то идей. Тренды, диктуемые выставками и trendbooks, обязывают дизайнеров следовать выявленным тенденциям моды в угоду создания востребованного товара по заданному шаблону. Отсюда и появление схожих форм, дизайн-решений.

5. Либо ты это сделаешь, либо клиент уйдет к другому, не такому принципиальному и копия в любом случае появится. Часто случается так, что заказчик интерьера сам провоцирует дизайнера на создание копии, ставя условием «Не хочу заказывать диван в Италии. Сделай мне так же, только за меньшие деньги, и здесь, и сейчас.»

Использовать ли в своих интерьерах копии известных моделей, как относиться к «репликам», «оммажам», «копиям», «цитатам»? Все эти вопросы собрали профессионалов дизайна в салоне мебели KARE Design, где я, искусствовед и адвокат дизайна Ксения Бандорина, представила авторскую лекцию «Плагиат или копии: правила честного цитирования». Надо сказать, что дискуссия была весьма жаркой, высказывания иногда удивляющими и спорными. Но каждый из дизайнеров и проектировщиков с удовольствием делился своим личным и профессиональным отношениям к китайским копиям известных мебельных образов, к возможности или невозможности использования прямых заимствований, приобретению знаменитых аналогов (с)

  • Сайт
  • Магазин